Курс ЦБ:
$61.9515, € 68.6856
Сегодня:
Вторник
16 апреля 2024 г.

Новости

07.08 По миру "плодятся" фальшивые продавцы Apple

06.08 Американский король спама сдался агентам ФБР

05.08 В Вологодской области будут судить чиновника по делу о томографах

05.08 Полицейские Невского района подвели итоги борьбы с незаконной игровой деятельностью

04.08 Следователи рассказали жуткие подробности убийства тульской семьи

04.08 Прокурор Тульской области: Предполагаемый убийца тульской семьи - интеллигентный молодой человек

04.08 В квартире убитой семьи в Туле проведут следственный эксперимент

02.08 По-глобальному, Петербургу не хватает "человекообразия"

02.08 На дне Балтийского моря нашли НЛО - выглядит почти в точности как космический корабль из "Звездных войн" (фото, видео)

02.08 Смерть огня

02.08 Всевидящее око на дороге

02.08 Алексей Смирнов: «Группа “Кафе” всегда была коллективом, близким к панку»

01.08 Компьютерные игры, с элементами насилия, изъяли с прилавков норвежских магазинов

01.08 Жители округа "Петровский" сожалеют, что так и не увидели газету с объявлением о выборах Матвиенко

29.07 Смерть огня


Рекламный блок:

Новости

«Воображариум доктора Парнаса»: Вопросы балагана
30 января 2010 г.

Доктору Парнасу (Кристофер Пламмер) несколько тысяч лет с хвостиком (хвостик составляют семь-восемь десятков, прожитых им после добровольного отказа от бессмертия). Он, что называется, «немолод и вечно пьян»: возит по свету балаганчик, полный фантастического хлама, показывает странноватые фокусы, которые никто не желает смотреть. А начиналась карьера удачно.

Где-то в Шамбале, в древнем храме, покоящемся на трех гигантских каменных слонах, на высоте, куда летают только фениксы, доктор Парнас мирно парил на облачке, по листьям лотоса читая хроники вечности. Но тут вмешался мистер Ник (так в Англии со времен Средневековья зовется Нечистый) – и безмятежный Творец буквально спустился с облаков, заключив свое первое пари с дьяволом: кто же выиграет – тот, кто потакает людским слабостям, или тот, кто желает только, чтобы «повествование было непрерывным», чтобы люди умели рассказывать и слушать истории? Зло в мире Терри Гиллиама – понятное, традиционное, а вот формулу «воображение = добро» способны сочинить (и осмелиться озвучить) только великие фантазеры.





Терри Гиллиаму почти семьдесят. То есть он совсем молод – по сравнению с доктором Парнасом. И тем не менее, кое-что их объединяет. Эстетические предпочтения, к примеру. Вот они как раз очень-очень старые. Зародились они примерно тогда, когда в Лондоне развернулась первая ярмарка (доктор Парнас был тогда еще довольно юн). Гиллиам и теперь не прочь ее устроить – в непосредственной близости от Лондонского моста. Это правильный хронотоп: здесь рядом коммерция и мошенничество, площадной театр, пестрые картонные декорации, мишура, зловещий грим и клюквенный сок, фокусники и обманщики, гадалки с картами таро и «волшебные» кривые зеркала, карлики и уродцы, не слишком пристойные номера туповатого и жизнерадостного английского мюзик-холла; страшные, смешные или душещипательные баллады за пару пенсов, и тут же – громогласный монолог из какой-нибудь великой трагедии, а рядом «Тайбернское дерево» – виселица, никогда не пустующая подолгу. Скрупулезно собирая всё это в своем фильме, Терри Гиллиам вовсе не пособие по гротеску сочиняет, ничего подобного. Каждый из этих элементов для него по-настоящему важен и дорог, каждый из них (самый старый, потрепанный и замурзанный) – восхитительный повод для вольной игры воображения. Для хитроумного аттракциона, который может обернуться чудом. Или для простодушного дуракаваляния в духе незабвенного шоу Монти Пайтона (если поэзия становится слишком уж патетичной).





«Воображариум» – не музей, не лавка древностей, здесь любой картонный меч может оказаться Экскалибуром, спортивный кубок – Святым Граалем (как это было у Гиллиама в «Короле-рыбаке»), а бутафорское зеркало – дверью в Зазеркалье. Это и есть «кредо» режиссера Терри Гиллиама. Не удивительно, что любимые герои его – те, кому удается быть величественными и смехотворными одновременно. Он снимал фильмы о сумасшедшем крестоносце с помойки, о бароне Мюнхгаузене, о сказочниках-мошенниках по фамилии Гримм, давно мечтает снять фильм о Дон Кихоте. Низвергнутый демиург, собирающий гроши за балаганное представление, доктор Парнас – герой из того же ряда. Он смехотворен, этот седой трогательный старый алкоголик, и велик – ведь его сон по-прежнему способен рождать миры.





Редкие зрители, осмелившиеся пройти в Зазеркалье, попадают в мир воплощенных грез. Впрочем, каждый в свой: гопник, поплутав среди бескрайнего бутафорского леса, окажется в центре гигантских залежей выпитых бутылок. Пухлощекий мальчишка – на волшебном «леденцовом лугу», который сам же и попытается уничтожить компьютерной «стрелялкой». Состоятельная старушка-эротоманка – в сверкающем мире фантастических туфель и драгоценностей, вальсируя с Джонни Деппом в сторону ближайшего мотеля …





Впрочем, соблазнительный мотель – это уже на территории старины Ника (Том Уэйтс), стерегущего каждую новую душу. Забавно, что в ад Гиллиам поместил и сентиментальный украинский хуторок, куда под материнскую юбку (буквально) сбегаются омерзительные бандюганы. А ведь доктор Парнас предлагал им иной выход: бросить злодеяния и направить агрессию в мирное русло, пополнив ряды британской полиции (следует совершенно монти-пайтоновский мюзик-холльный номер с танцующими в черных колготках лондонскими «бобби»).





Парнас вертит в руках карту таро «Повешенный» – и в опасную игру доктора с дьяволом (где приз – душа дочери Парнаса, юной Валентины) вторгается некто Тони, вынутый комедиантами из петли (куда его пристроила та самая украинская мафия). Тони – классический нарушитель равновесия, трикстер, обманщик, ярмарочный зазывала, сердцеед и манипулятор. На чьей он стороне и каким парадоксом обернется его роль в этой истории (значение карты «Повешенного» в таро амбивалентно) – интрига, сохраняющаяся до конца фильма. Эту роль и играл Хит Леджер, чья безвременная смерть поставила под удар весь проект и придала «Воображариуму» дополнительный мистический налет. Балаганчик бы закрылся, так и не сыграв представления, если бы Джонни Депп, Джуд Лоу и Колин Фаррелл не выручили Гиллиама, сыграв каждый по небольшому эпизоду – собственно, приключения Тони в Зазеркалье. На Тони – Джонни Деппа, впервые увидевшего свое новое отражение и сначала неприятно пораженного, но затем – так и быть! – смирившегося, и в самом деле стоит посмотреть. Бескорыстие голливудских звезд (перечисливших гонорары маленькой дочери Леджера) наверняка не обошлось без заботы о собственном публичном имидже, но есть тут и куда более существенный момент: в Зазеркалье «Воображариума» каждый из них предпочел увидеть себя странствующим вольным комедиантом, для которого помочь товарищу, сыграв и самую маленькую роль – почетно. Что ж, в этой игре перевес – на стороне доктора Парнаса.



(6.2 Мб)




Лилия Шитенбург
«Фонтанка.ру»

О новостях кино и новинках проката читайте в рубрике «Кино»
 


 
В Контакте
0
   

» к списку


 

Читайте также


© www.jetway.ru 2003-2008. При использовании материалов гиперссылка на www.jetway.ru обязательна. E-mail: info/Ф/kotlin.ru, Карта сайта