Курс ЦБ:
$61.9515, € 68.6856
Сегодня:
Среда
17 апреля 2024 г.

Новости

07.08 По миру "плодятся" фальшивые продавцы Apple

06.08 Американский король спама сдался агентам ФБР

05.08 В Вологодской области будут судить чиновника по делу о томографах

05.08 Полицейские Невского района подвели итоги борьбы с незаконной игровой деятельностью

04.08 Следователи рассказали жуткие подробности убийства тульской семьи

04.08 Прокурор Тульской области: Предполагаемый убийца тульской семьи - интеллигентный молодой человек

04.08 В квартире убитой семьи в Туле проведут следственный эксперимент

02.08 По-глобальному, Петербургу не хватает "человекообразия"

02.08 На дне Балтийского моря нашли НЛО - выглядит почти в точности как космический корабль из "Звездных войн" (фото, видео)

02.08 Смерть огня

02.08 Всевидящее око на дороге

02.08 Алексей Смирнов: «Группа “Кафе” всегда была коллективом, близким к панку»

01.08 Компьютерные игры, с элементами насилия, изъяли с прилавков норвежских магазинов

01.08 Жители округа "Петровский" сожалеют, что так и не увидели газету с объявлением о выборах Матвиенко

29.07 Смерть огня


Рекламный блок:

Новости

Испытание «пластиком»
07 октября 2009 г.

Испытание «пластиком»

07/10/2009

Банки постепенно приучили нас к пластиковым картам. Сейчас электронными кошельками пользуется почти треть россиян. С одной стороны, это действительно удобно, тем более что банкоматы можно встретить на каждом шагу, да и количество магазинов, принимающих к оплате пластик, постоянно растет. Хотя, как выяснилось, многие банки в связи с кризисом поменяли условия обслуживания пластиковых карт не в выгодную для клиентов сторону. Надежность такой платежной системы тоже под вопросом. Автоматы, выдающие купюры, как и любая техника, подвержены сбоям. Например, банкомат может запросто «проглотить» вашу карту. Корреспондент «МК» в Питере» выяснил, какие опасности подстерегают владельцев банковских карт и как петербуржцам вести себя в подобных случаях.

Испытание «пластиком»

  «Мат» от банкомата 

Неделю назад банкомат Сбербанка сыграл со мной злую шутку. Он заглотил мою карточку, даже не дав ввести пин-код. Причем произошло все это не на улице, а в отделении банка.

— Бывает, теперь уже ничего не поделаешь, — развели руками сотрудницы банка в ответ на мою просьбу о помощи. — Звоните в службу поддержки, блокируйте карту и заказывайте инкассацию. Через 2–3 дня карту изымут и вернут вам.

— А деньги-то со счета можно снять, у меня же наличных не осталось совсем? — спрашиваю я в надежде найти выход из сложившейся ситуации. Однако ответ был категоричен:

— Нет, деньги можно снять только при наличии карты.

— Но раньше же можно было по номеру карты и паспорту снимать?

— Возможно, но сейчас по правилам банка нельзя.

— И как быть?

— Можете не ждать инкассации, а написать заявление об утере карты. В срочном порядке вам выдадут новую в течение одного дня. Но только придется заплатить комиссию — 1500 рублей, — отчеканила сотрудница банка и скрылась за дверью с кодовым замком. Мне пришлось покинуть офис банка без карты и без копейки денег в кармане.

Уже дома я ради интереса обзвонила другие банки и выяснила, что услуга по снятию денег по номеру карты и паспорту сохранилась лишь в банке «Санкт-Петербург». А «Газпромбанк», например, на такие случаи предлагает дополнительную услугу за 60 рублей в год — вам выдадут карту-дублер, по которой при возникновении экстренных ситуаций можно снять наличные в банкомате. Между тем, как позднее пояснил нам юрист Общества защиты прав потребителей «Диалог» Алексей Койтов, отказы банков в выдаче денег без карты противоречат закону.

— Пластиковая карта — это всего лишь инструмент доступа к расчетному счету, на котором хранятся деньги. И средства вы снимаете не с карты, а со счета, — утверждает юрист. — Отсутствие карты не может являться правомерным основанием для отказа в выдаче денег. А потому требуйте в таких случаях ссылку на закон и, если ее нет, пишите претензию.

Эх, знать бы об этом раньше, может, и не пришлось бы сидеть три дня без денег! Кстати, ни в одном банке мне не смогли объяснить, почему введен запрет на снятие средств без предъявления карты. Можно предположить, что такие правила банкирам выгодны — ведь пока вы лишены доступа к своим деньгам, банк может использовать ваши средства в своих целях. Этим объясняется и еще одно банковское нововведение: в большинстве банков для открытия пластиковой карты теперь требуется внести первоначальный взнос в размере от 3 до 6 тысяч рублей, которые после выпуска карты (а это от 3 дней до 2 недель) зачисляются на ваш счет.

  Съест или не съест? 

Сколько карточек самовольно захватывается банкоматами, сказать сложно: статистику банки если и ведут, то не разглашают. Но, когда я забирала свою карту, у оператора лежало около пяти пакетов, в каждом из которых находилось не менее 30 карт. То есть явление это не такое уж и редкое. Но почему банкоматы «съедают» карты? Причин может быть несколько:

- Вы трижды неправильно ввели пин-код. Причем не имеет значения, на одном аппарате вы его вводили или на разных.

- Аппарат запрограммирован на то, что если в течение 30 секунд карту вы не забрали, значит, вы о ней просто забыли. И банкомат «конфискует» и деньги, и карту, чтобы ею не воспользовался кто-то другой. Таким же образом машина может поступить в том случае, если вы долго совершали операцию (медленно вводили пин-код или выбирали необходимое действие).

- Также карта может не вернуться к вам и из-за технического сбоя банкомата, что часто происходит из-за обрыва связи.

Получается, каждый раз, подходя к машине, выдающей купюры, мы надеемся лишь на удачу: повезет — не повезет? А представьте, если ваша карта исчезла в банкомате не в родном городе? И ведь это далеко не единственная неприятность, которая может случиться с вашей картой.

  Списать — списали, но денег не дали 

Одно дело — остаться на несколько дней без карты, но гораздо хуже остаться с картой, но без денег. Бывает и такое. Например, клиент запрашивает 120 долларов, а мелкие купюры в банкомате отсутствуют. В результате авторизация запроса проходит, но запрошенную сумму аппарат выдать не может. Правда, в таких случаях банкомат автоматически направляет в банк сообщение, что деньги не выданы, и сумма в тот же день восстанавливается на карточном счете.

К потере денег могут привести кратковременные сбои связи или отключение электричества в момент проведения операции. Получается, что списание денег со счета произведено, но вы их не увидели. Сотрудники банков убеждают, что в таком случае следует некоторое время подождать у банкомата, дабы убедиться, что деньги выданы не будут. А затем обратиться в свой банк, который проведет инкассацию, обнаружит излишние деньги и в течение трех-пяти дней вернет их на счет клиента. Но в течение этих самых трех-пяти дней воспользоваться своими кровными вы не сможете, как и в случае, когда банкомат «съел» карту.

Также иногда случается, что банкомат долго не реагирует на запрос. Человек, решив, что аппарат не работает, уходит, а в это время выдается запрашиваемая сумма. То есть ваши деньги может легко присвоить любой прохожий. Вряд ли вы потом сможете доказать банкирам, что не получили этих денег! Но если вам повезет и в течение 30 секунд деньги никто не заберет, банкомат «проглотит» их обратно. Вот тогда банк вернет их вам, но опять же не сразу, а после инкассации. То есть свои деньги вы увидите не раньше все тех же пресловутых трех-пяти дней. Получается, что бы ни произошло с вашей картой, главное правило — как можно быстрее обратиться в свой банк и составить претензию. Но не рассчитывайте, что банк будет действовать так же оперативно, так как это не в его интересах.

Случается, что проблемы возникают не из-за банкомата, а из-за брака самой карты. Так, недавно петербуржцы столкнулись с невозможностью оплаты кредита через автоматы по картам Сбербанка VISA Classic. Как выяснилось из разговора с сотрудницей банка, карточки с «подсолнухами» почему-то быстро выходят из строя. А у клиентов ВТБ 24 возникли проблемы при расчетах и попытке снятия наличных за границей по рублевым карточкам VISA с чипом. Как оказалось, зарубежные платежные системы «не понимают» наших чипов, о чем банк знал, но не уведомил клиентов.

Между тем, если с вашей картой что-то произошло не по вашей вине, вы можете требовать от банка компенсации морального вреда и возмещения упущенной выгоды. Правда, подобные иски у нас пока редкость.

— Жалобы на работу банкоматов бывают, но не носят массового характера, — отмечает правозащитник Алексей Койтов. — Просто многие даже не знают о том, что отношения «клиент — банкомат» попадают в сферу защиты прав потребителей, а потому позволяют диктовать банкам свои условия. Хотя в большинстве случаев у владельцев пластиковых крат есть все шансы на победу в суде.

Олеся Понкратьева

Фото: yandex.ru

  МК-памятка 

Правила хранения пластиковой карты:

- не кладите карту около бытовых или иных приборов, излучение которых может исказить нанесенную на магнитную полосу карты информацию (мобильные телефоны, СВЧ-печи, ноутбуки и т. д.);

- не храните карту в кошельках с магнитными замками;

- не сгибайте и не подвергайте карту какому-либо механическому воздействию;

- не храните карту в тепле и не подвергайте ее длительному воздействию солнечных лучей.


 
В Контакте
0
   

» к списку


 

Читайте также


© www.jetway.ru 2003-2008. При использовании материалов гиперссылка на www.jetway.ru обязательна. E-mail: info/Ф/kotlin.ru, Карта сайта