Курс ЦБ:
$61.9515, € 68.6856
Сегодня:
Четверг
28 марта 2024 г.

Новости

07.08 По миру "плодятся" фальшивые продавцы Apple

06.08 Американский король спама сдался агентам ФБР

05.08 В Вологодской области будут судить чиновника по делу о томографах

05.08 Полицейские Невского района подвели итоги борьбы с незаконной игровой деятельностью

04.08 Следователи рассказали жуткие подробности убийства тульской семьи

04.08 Прокурор Тульской области: Предполагаемый убийца тульской семьи - интеллигентный молодой человек

04.08 В квартире убитой семьи в Туле проведут следственный эксперимент

02.08 По-глобальному, Петербургу не хватает "человекообразия"

02.08 На дне Балтийского моря нашли НЛО - выглядит почти в точности как космический корабль из "Звездных войн" (фото, видео)

02.08 Смерть огня

02.08 Всевидящее око на дороге

02.08 Алексей Смирнов: «Группа “Кафе” всегда была коллективом, близким к панку»

01.08 Компьютерные игры, с элементами насилия, изъяли с прилавков норвежских магазинов

01.08 Жители округа "Петровский" сожалеют, что так и не увидели газету с объявлением о выборах Матвиенко

29.07 Смерть огня


Рекламный блок:

Новости

За компьютерных пиратов ответит каждая компания
07 мая 2009 г.

Только 20-30% от общего объема программного обеспечения предприятий используется легально. При этом государство дало понять, что взялось за борьбу с компьютерным пиратством всерьез. Если в 2000 году в России было возбуждено всего 875 уголовных дел по нарушению авторских прав, то в 2007-м уже 7874 дела. Подобное рвение, конечно, создает проблемы пиратам. Но законодательство позволяет разрушить бизнес и тем предпринимателям, у которых с лицензиями все в порядке.

Год условно и полгода без компьютера

За нелицензионное программное обеспечение сегодня грозят три вида ответственности: административная, уголовная и гражданско-правовая. Административная, то есть штраф по статье 7.12 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), наступает, если стоимость софта не превышает 50 тысяч рублей. Свыше 50 тысяч – статья 146 Уголовного кодекса. Правда, практика показывает, что по этой статье обычно дают год или два условно.

Гражданско-правовая ответственность наступает вне зависимости от стоимости нелицензионных программ. Ее смысл – возмещение убытков правообладателю. Учитывая то, что реальную величину убытков установить сложно, законодательством установлено два варианта компенсации за нарушенное право. Первый – от 10 тыс. до 5 млн. рублей по решению суда.

По словам юридического представителя компании Adobe Игоря Слабых, в Москве был прецедент, когда за игру стоимостью 500 рублей назначили компенсацию в 100 тысяч. Второй вариант более «щадящий» - двойной размер розничной стоимости ПО.

Предположим, для крупной компании штраф может оказаться существенным, но не смертельным. Предположим даже, что условный срок не слишком критично отразится на репутации директора и системного администратора. Или, как это порой бывает, только системного администратора – директор уходит в глухую оборону по принципу «а я не знал, что он там установил». Но сотрудники Управления по борьбе с экономическими преступлениями (УБЭП) имеют полное право забрать с собой все компьютеры, на которых, по их мнению, стоит краденное ПО.

Разумеется, сами УБЭПовцы специалистами в информационных технологиях не являются. Поэтому изъятые машины отправляются на экспертизу в специальный центр. В Санкт-Петербурге он, по словам генерального директора ООО «Усков и партнеры» Вадима Ускова, всего один – по адресу улица Трефолева, дом 2. Минимальный срок очереди на экспертизу – 6 месяцев. Что такое для бизнеса 6 месяцев без компьютеров, на которых находится важная деловая информация, говорить не нужно.

Работников нужно бить по рукам

Что делать? Как это ни банально звучит, пользоваться только лицензионным программным обеспечением. Есть, конечно, и менее законные варианты, но, по некоторым неофициальным данным, они могут обойтись в 50 тыс. рублей за один компьютер.

Перейти на «лицензию» не так просто. Порой на каждой машине накапливается огромное число всевозможных программ, половину из которых установили сами работники. Поэтому для начала нужно провести полный аудит всего, что есть на офисных компьютерах и сравнить с имеющимися лицензиями.

Если компьютеров немного, сисадмину достаточно посмотреть машины «вручную». На больших предприятиях, советует менеджер по развитию с клиентами Columbus IT Елена Лыкова, есть смысл воспользоваться одной из специальных утилит, предоставляющих отчет об установленных программах.

Следующий шаг – выработать стандарты для каждой должностной единицы: секретарю – такие-то программы, бухгалтеру – такие. И прописать четкие правила установки нового ПО, потому что случайно скачанная программка может стоить серьезных проблем при проверке.

«Работников нужно контролировать и бить по рукам», - заявил И.Слабых.

После этого уже можно разбираться, кому каких лицензий не хватает, а что можно без жалости снести.

Бесплатное против знакомого

По данным официального сайта Microsoft, лицензия на Windows Vista для одного компьютера обойдется в 300 долларов, Microsoft Office - еще 450-500. Сократить расходы можно за счет открытого программного обеспечения. В данном случае лицензия предоставляется бесплатно.

Пример открытого ПО – операционные системы семейства Linux. Благодаря сходным графическим оболочкам, на них не сложно перейти после работы с Windows, хотя внутренняя структура этих систем значительно отличается от детища Билла Гейтса. Необходимые офисные программы есть в пакете Open Office, который устанавливается как на Linux, так и на Windows.

Однако использование открытого ПО — не всегда лучший вариант. Менеджер проектов в области IT-решений Александр Башкиров указал на то, что качественную поддержку открытых продуктов получить сложнее, чем по платному программному обеспечению. Иногда стоимость поддержки перекрывает стоимость лицензии.

Идеальный вариант - когда собственный системный администратор фирмы является профессионалом в области открытого ПО. Но таких специалистов пока гораздо меньше, чем знатоков платных продуктов, и стоят они, соответственно, дороже.

«Крупные компании, такие как Microsoft, Adobe, ABBYY и другие, ориентированы на создание сертификационных курсов», - пояснил ситуацию А.Башкиров.

Кроме того, есть программы, для которых бесплатных аналогов не существует. К таким, как отмечает президент Санкт-Петербургского клуба IT – директоров Максим Белоусов, относится, в частности, ряд банковских решений. Например, банк-клиенты, позволяющие управлять счетами через Интернет. Здесь без покупки лицензии уже не обойтись.

Двуглавый орел как магический артефакт

Специалисты советуют хранить не только лицензии на программное обеспечение, но и договор с продавцом, документ об оплате, диск с «исходником» и коробку от него. Для бесплатной программы, скачанной из интернета, документом может служить распечатка лицензионного соглашения с официального сайта. В так называемой «коробочной версии» соглашение прилагается к диску.

И.Слабых советует также ставить все программное обеспечение на бухгалтерский учет. Но эта мера далеко не однозначна. По мнению В.Ускова, программа за 100 рублей скорее вызовет у УБЭПа мысль о пиратском диске. Так что здесь выбор исключительно за руководителем. Бухгалтеру подобное решение создаст дополнительные сложности, так как российские Правила бухгалтерского учета к ПО не приспособлены.

Лицензии на иностранных языках лучше сразу переводить и заверять у нотариуса. «Печать с двуглавым орлом оказывает на УБЭПовцев просто магическое воздействие», - сказал И.Слабых.

Еще один простой, но важный момент - доступность пакета документов. Бывали случаи, когда в нужный момент папка с лицензиями оказывалась в запертом сейфе, ключ от которого есть только у бухгалтера. А бухгалтер уехал в налоговую инспекцию. В результате владельцы не могли доказать, что ПО не контрафактное, и лишались компьютеров.

Следите за «доброжелателями»

К сожалению, самые искренние усилия компаний «быть честными» порой разбиваются о непрофессионализм проверяющих.

В.Усков рассказал, что качество проверки зависит от везения. Иногда сотрудники правоохранительных органов приходят с флэшкой, на которой установлена программа-сканер. Через определенное время проверяющие получают точную информацию обо всем ПО компании.

А иногда УБЭПовец просто открывает меню Пуск-Программы и срисовывает список. И его не волнует, что половина ярлыков осталось от программ, удаленных полгода назад – подозрение есть, компьютер изымается. Противостоять таким действиям невозможно, так как они абсолютно законны. Через полгода экспертиза докажет, что вы все-таки «не верблюд», но время будет потеряно.

По словам И.Слабых, Академия МВД пыталась разработать единую инструкцию по проведению проверок на лицензионность ПО. В ней должны были быть однозначно определены случаи, когда можно изымать машины, а когда нельзя. Но благая инициатива наткнулась на жесткое противодействие со стороны правоохранительных органов, и сейчас никакого четко разработанного нормативного акта не существует.

Впрочем, сами правоохранительные органы отвергают обвинения в непрофессионализме. По словам заместителя начальника потребительского отдела УБЭП по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Александра Пойгина, компьютеры изымаются, если на них действительно установлено контрафактное ПО. В противном случае у сотрудника будут большие проблемы — как минимум, компания подаст жалобу в прокуратуру.

«Чтобы определить контрафактное ПО, требуется сотрудник, который имеет специальные знания. Половина наших сотрудников обладает такими знаниями. Если возникает проблема, мы приглашаем специалистов, а иногда обращаемся напрямую к правообладателю», - пояснил А.Пойгин.

В любом случае, все, что можно сделать владельцам компьютеров сейчас – это собрать документы и минимизировать возможные риски.

«Просто так проверяющие не ходят, 90% приходят по заявлениям. Следите за увольняющимися сотрудниками и прочими «доброжелателями», - предупредил В.Усков.

Мария Попова


 
В Контакте
0
   

» к списку


 

Читайте также


© www.jetway.ru 2003-2008. При использовании материалов гиперссылка на www.jetway.ru обязательна. E-mail: info/Ф/kotlin.ru, Карта сайта